Обработка данных : Вычислите уровень притязаний по формуле:УП = (УП2 – УД 1) + (УП3 – УД2) + (УП4 – УД3)
---------------------------------------------------------------
n
где: УП1, УП2, УП3 – уровни притязания в пробах №№ 1, 2, 3; УД2, УД3, УД4 – уровни достижений в пробах №№ 2, 3, 4; n – 3 (разность количества проб и единицы) Анализ результатов: Средняя величина целевого отклонения (уровень притязаний) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний (УП) и уровня достижений (УД), притязаний (УП) и уровня достижений (УД).Стандарты целевого отклонения:
5 и выше — не реалистически высокий уровень притязаний;
4,99 - 3 — высокий уровень притязаний;
2,99 - 1 — умеренный уровень притязаний;
0,99 - (-1,49) — низкий уровень притязаний;
(-1,50) и ниже — нереалистически низкий уровень притязаний.
* Примечание. Под уровнем притязаний личности обычно понимают стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. При воспитании детей важно учитывать уровень притязаний, так как его соответствие возможностям ребенка - одно из условий гармонического развития личности. Его несоответствие является источником возникновения различных конфликтов ребенка как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности.Определение самооценки по методике Дембо - Рубинштейна
Методика отличается крайней простотой в проведении. На листе бумаги проводится вертикальная черта длиной 10 - 20 см, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье (или здоровье/умственное развитие/характер). Сообщается, что верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди. Обследуемого просят обозначить на этой линии жирной точкой своё место. Для нанесения точки может использоваться карандаш, ручка или маркер. Далее приступают к беседе с испытуемым, в которой выясняют его представление о счастье и несчастье, здоровье и нездоровье, хорошем и плохом характере и т.д. Таким образом, поставленная точка - это не конец процедуры, а материал для обсуждения с испытуемым. Выясняется, почему испытуемый сделал отметку в определенном месте шкалы для обозначения своих особенностей. Например, что побудило его поставить отметку в данном месте шкалы здоровья, считает ли он себя здоровым или больным, если больным, то какой болезнью, кого он считает больными? Методика предоставляет свободу выбора шкал. В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед исследующим, в методику можно вводить и другие шкалы. Так, при обследовании больных алкоголизмом мы пользуемся шкалами настроения, семейного благополучия и служебных достижений. При обследовании больных в депрессивном состоянии вводятся шкалы настроения, представления о будущем (оптимистического или пессимистического), тревоги, уверенности в себе и т.п. Интерпретация: Психически здоровым людям, по наблюдениям С.Я.Рубинштейна, присуща тенденция определять свое место по всем шкалам точкой "чуть выше середины". У психически больных отмечается тенденция относить точки отметок к полюсам линий и исчезает "позиционное" отношение к исследующему, играющее, важную роль в определении своего места на линиях шкал психически здоровыми, независимо от их самооценки и реальной жизненной ситуации. Получаемые с помощью этой методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении с результатами обследования у данного испытуемого особенностей мышления и эмоционально-волевой сферы. Могут быть выявлены нарушение критичности к себе, депрессивная самооценка, эйфоричность. Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально-психологических методик в известной мере позволяет судить о присущем испытуемому уровне притязаний, степени его адекватности. Методика носит для испытуемого весьма очевидный характер, поэтому её не рекомендуется применять в тех случаях, когда она может явным образом повлиять на судьбу испытуемого (например, при приёме на работу). Методику можно использовать в батареях психологических тестов при проведении исследований на более - менее больших выборках. В качестве исчисляемого показателя может браться расстояние от точки до начала линии, в процентах. Значение "55%" будет соответствовать положению "чуть выше среднего". Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. - Киев: Здоров'я. - 1986 — 280 с.