Что такое гордыня?

«Горды́ня — непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм.» (Википедия) Гордыня складывается из двух параметров: уровень притязаний и самооценка.
«Уровень притязаний личности - это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.
Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности»
«Самооценка личности - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто»

По сути, соотношение этих двух параметров определяет уровень гордыни. Уровень гордыни максимально высокий при заниженной самооценке и завышенном уровне притязаний. По своей сути высокий уровень гордыни - это паралич и в духовном развитии, и в самореализации. Особенно сложно, если занижена подсознательная самооценка и завышен подсознательный уровень притязаний. Ниже представлены тесты, для самостоятельного определения уровня своей самооценки и уровня притязаний.

Моторная проба Шварцландера


Цель: определение уровня притязаний.


Инструкция. Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте. Необходимо поставить крестики в максимальном числе квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту задачу за определенное время. Испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить за 10 секунд. Он записывает свой ответ в верхнюю большую ячейку первого прямоугольника. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных элементов и отмечает в нижней большой ячейке первого прямоугольника. Далее по топ же схеме осуществляются следующие пробы, на третьей - время выполнения задания уменьшается до 8 секунд. Это задание также обращено к анализу целевого расхождения. Сопоставляется число графических элементов, намечаемое для исполнения, с реализуемым в каждой пробе.

Обработка данных :

Вычислите уровень притязаний по формуле:


УП = (УП2 – УД 1) + (УП3 – УД2) + (УП4 – УД3)

---------------------------------------------------------------

n


где:
УП1, УП2, УП3 – уровни притязания в пробах №№ 1, 2, 3;
УД2, УД3, УД4 – уровни достижений в пробах №№ 2, 3, 4;
n – 3 (разность количества проб и единицы)

Анализ результатов: Средняя величина целевого отклонения (уровень притязаний) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний (УП) и уровня достижений (УД), притязаний (УП) и уровня достижений (УД).

Стандарты целевого отклонения:

5 и выше — не реалистически высокий уровень притязаний;

4,99 - 3 — высокий уровень притязаний;

2,99 - 1 — умеренный уровень притязаний;

0,99 - (-1,49) — низкий уровень притязаний;

(-1,50) и ниже — нереалистически низкий уровень притязаний.


* Примечание. Под уровнем притязаний личности обычно понимают стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. При воспитании детей важно учитывать уровень притязаний, так как его соответствие возможностям ребенка - одно из условий гармонического развития личности. Его несоответствие является источником возникновения различных конфликтов ребенка как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности.

Определение самооценки по методике Дембо - Рубинштейна


Методика отличается крайней простотой в проведении. На листе бумаги проводится вертикальная черта длиной 10 - 20 см, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье (или здоровье/умственное развитие/характер). Сообщается, что верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди. Обследуемого просят обозначить на этой линии жирной точкой своё место. Для нанесения точки может использоваться карандаш, ручка или маркер.
Далее приступают к беседе с испытуемым, в которой выясняют его представление о счастье и несчастье, здоровье и нездоровье, хорошем и плохом характере и т.д. Таким образом, поставленная точка - это не конец процедуры, а материал для обсуждения с испытуемым. Выясняется, почему испытуемый сделал отметку в определенном месте шкалы для обозначения своих особенностей. Например, что побудило его поставить отметку в данном месте шкалы здоровья, считает ли он себя здоровым или больным, если больным, то какой болезнью, кого он считает больными?
Методика предоставляет свободу выбора шкал. В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед исследующим, в методику можно вводить и другие шкалы. Так, при обследовании больных алкоголизмом мы пользуемся шкалами настроения, семейного благополучия и служебных достижений. При обследовании больных в депрессивном состоянии вводятся шкалы настроения, представления о будущем (оптимистического или пессимистического), тревоги, уверенности в себе и т.п.

Интерпретация: Психически здоровым людям, по наблюдениям С.Я.Рубинштейна, присуща тенденция определять свое место по всем шкалам точкой "чуть выше середины". У психически больных отмечается тенденция относить точки отметок к полюсам линий и исчезает "позиционное" отношение к исследующему, играющее, важную роль в определении своего места на линиях шкал психически здоровыми, независимо от их самооценки и реальной жизненной ситуации.
Получаемые с помощью этой методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении с результатами обследования у данного испытуемого особенностей мышления и эмоционально-волевой сферы. Могут быть выявлены нарушение критичности к себе, депрессивная самооценка, эйфоричность.
Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально-психологических методик в известной мере позволяет судить о присущем испытуемому уровне притязаний, степени его адекватности.
Методика носит для испытуемого весьма очевидный характер, поэтому её не рекомендуется применять в тех случаях, когда она может явным образом повлиять на судьбу испытуемого (например, при приёме на работу).
Методику можно использовать в батареях психологических тестов при проведении исследований на более - менее больших выборках. В качестве исчисляемого показателя может браться расстояние от точки до начала линии, в процентах. Значение "55%" будет соответствовать положению "чуть выше среднего".

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. - Киев: Здоров'я. - 1986 — 280 с.
Made on
Tilda